Персональный сайт воспитателя Семеновой Марины Вячеславовны

Проект по адаптации детей группы раннего возраста к ДОУ «Первые шаги в наш детский сад»

Вид проекта: информационно- творческий

Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь, октябрь,ноябрь. декабрь)

Участники проекта: вновь поступающие воспитанники и их родители, воспитатели, педагог - психолог

Актуальность проекта:

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Период адаптации является очень важным периодом для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада. С приходом в группу раннего возраста у ребёнка начинается новый этап в его жизни. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему. В этой связи реализация проекта, связанного с созданием условий для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ является весьма актуальной.

Цель проекта: создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в детском саду.

Задачи:

• Создавать условия для организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

• Оказывать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и освоении разных социальных ролей.

• Формировать у детей культурно-гигиенические навыки.

• Закладывать основы доброжелательного отношения детей друг другу.

• Организовать воспитательно-образовательный процесс в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста.

• Повышать уровень компетентности родителей в вопросах адаптации ребенка к условиям детского сада и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность.

Принципы работы по адаптации детей к ДОУ:

• предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;

• постепенное заполнение группы;

• гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;

• информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе наблюдений;

• наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье);

• протекание адаптации.

Формы работы с родителями:

• Консультирование — повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.

• Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду

• Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.

• Беседы.

Ожидаемые результаты :

• Успешное прохождение детьми адаптационного периода с высокой вероятностью легкой и средней степени адаптации.

• Повышение компетентности родителей в воспитании и обучении детей.

• Возрастание активности родителей и включенности их в образовательный процесс.

• Тесный эмоциональный контакт между воспитателями и детьми.

Конечный результат :

• анализ проведенной работы;

• диагностика адаптации детей к условиям ДОУ;

• презентация проекта для педагогов и родителей;

• публикация проекта на интернет-сайте

Предпроектный этап:

• Создание банка данных о будущих воспитанниках

• Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями;

• Организационное родительское собрание;

• Изучение литературы по данной теме

• Создание развивающей среды

Формы работы с родителями:

• 1. Консультирование — повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.

• 2. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду

• 3. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.

• 4. Беседы.

Этапы работы над проектом:

I этап –Подготовительный:

1. Создание методического обеспечения;

2. Создание естественной стимулирующей среды в соответствии с ФГОС в группе;

3. Помещение информации в родительский уголок;

4.Анкетирование родителей на тему: «Сведения о ребенке»;

5. Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада».

II этап - Основной (реализация проекта):

1. знакомство с семьей;

2. ознакомление родителей с системой работы ДОУ;

3.информационная деятельность:

4. беседы с родителями.

5. рекомендации "Пальчиковая гимнастика"

6.Родительское собрание : «Мы уже не плачем»

7. совместные праздники.

8. работа с детьми.

9. Предоставление родителям стенда с практическими рекомендациями; информационных листов с кратким материалом "Адаптация. Что это?"

10. Памятка для родителей «В первые дни пребывания в детском саду».

III. Заключительный этап (итог проекта):

1. Анализ проведенной работы;

2. Определение уровня адаптации детей.

3. Анкетирование родителей по итогам адаптации (реализации проекта);

4. Консультация «В царстве упрямства и капризов»«Кризис трех лет.»;

5. Новогодний праздник «К деду Морозу в гости».

6. Презентация проекта для педагогов и родителей;

7. Публикация проекта на интернет-сайте.

Игровая деятельность:

Пальчиковые игры: («Семья»,«Этот пальчик»«Кулачок»,"Мы капусту рубим", "Замок", "Мы делили апельсин", «Сорока-ворона».)

Хороводные игры : (Зашагали ножки по ровненькой дорожке», «Пузырь»«Каравай»«Карусели».)

Музыкальные игры: («Тихо-громко»,«Отгадай, что звенит»)

Сюжетно-ролевые: («Оденем куклу Машу»«Укладываем куклу Катю спать»«Кукла Маша обедает»«Отведем дочку в садик».)

Настольно-печатные: («Собери картинку»«Из какой сказки»«Чей домик»«Кто спрятался».)

Конструктивная деятельность: Разнообразные конструкторы

Задания :(«Построим башню»«Построим дом Мишке»«Спрячем мышонка в домик»«Уложим в кровать зайчика»«Посадим воробушка на башню».)

Художественная литература:

Чтение цикла стихотворений А. Барто «Мои игрушки»

Русские народные сказки: «Курочка-Ряба» ,«Колобок»«Репка»«Волк и семеро козлят».

Цикл потешек.

Новогодние развлечение

(для детей и родителей)

Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:

Тема проекта была выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую, музыкально-игровую); отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей, дети проявляли интерес и желание играть, возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей.

В ходе реализации данного проекта адаптация детей к детскому саду прошла без осложнений; эмоциональное напряжение детей понизилось, игра помогла детям успокоиться, развить коммуникативные способности. Дети стали общаться друг с другом.

Анализ работы показывает, что процесс привыкания детей проходит успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя.

Группа Степени адаптации

Лёгкая Средняя Сложная

Группа раннего возраста 18 (72%). 5 (20%);

2(8%);

Приложение 1

Игры

Цель:

Способствовать успешной адаптации ребенка к детскому саду.

Задачи:

Обогащать и совершенствовать физический опыт детей; побуждать к активным самостоятельным действиям, подражанию; вызывать чувство радости от совместных действий со взрослыми и сверстниками; расширение социальных контактов детей, формирование доверия к окружающим; развитие умения конструктивно взаимодействовать, развитие познавательной и эмоциональной сфер ребёнка.

«Привет! Пока!»

Ход игры:

Педагог машет рукой, здороваясь.

—Привет! Привет!

Затем предлагает ребенку ответить на приветствие.

—Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет!

При прощании игра повторяется — педагог машет рукой.

—Пока! Пока!

Затем предлагает малышу попрощаться.

—Помаши ручкой на прощание. Пока!

Этот ритуал встречи-прощания следует повторять

регулярно в начале и в конце дня. Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы, научится приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно. Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения между людьми.

«Топ-топ»:

Ход игры:

Сначала проиграть считалку со своим ребёнком. Затем организовать для игры несколько детей. Дети стоят в кругу.Начинаем вместе топать и хлопать под считалку:

Топ-топ, кто идет?

Топ-топ, мы идем.

Хлоп-хлоп, кто несет?

Хлоп-хлоп, мы несем.

«Закати мяч в ворота»:

Ход игры:

Взрослый делает «ворота» из любых подручных средств (расставленные на определенном расстоянии кубики из строительного материала, коробки из-под игрушек) и просит детей по очереди закатывать мяч в промежуток между ними. Сначала руками, нагнувшись или присев на корточки, а затем ногой. Расстояние между ребенком и воротами можно варьировать в сторону усложнения, т. е. помещая детей все дальше от ворот; можно предоставить ребенку возможность самому выбирать расстояние. Закатывать мяч в импровизированные (разной высоты и ширины ворота) можно не только рукой или ногой, но и каким-нибудь предметом (клюшкой, деревянным молоточком). Размеры мяча и молоточка (клюшки) можно варьировать. Лучше подобрать такой мяч, который легко и быстро катится по земле (полу).

После того, как игра освоена вашим ребёнком, включайте в игру других заинтересованных детей. Возможно использование нескольких мячей.

«Потанцуй со мной»:

Ход игры:

Сверху подвешиваем заводную погремушку («карусельку»). Заводя, предлагаем ребёнку потанцевать (покрутить кистью рук, приседать, покружиться – что сможет сделать ребёнок)- показываем, как это сделать. Под музыку «танцуем» вместе с ним. Когда игра освоена, вовлекаем других детей.

«Дорожка для мяча»:

Ход игры:

На песке взрослый палочкой рисует дорожку. Предлагает прокатить по ней мячик. Показывает, как это сделать. После того как ребёнок прокатил мяч, хвалит (как ловко, какой ты молодец, прямо по дорожке) и ловит его, посылая обратно и предлагая словить (а теперь я к тебе мячик отправлю по дорожке). После изучения игры со своим ребёнком, предлагает нескольким детям катать и ловить один или несколько мячей.

«Езда по дорожкам»:

Ход игры:

Начертить палочкой на земле «дорогу» и попросить ребёнка проехать по дороге машинкойдетской коляской. После освоения ребёнком игры вовлекайте других заинтересованных детей (кто ещё хочет поехать по дорожке, пусть едут друг за другом.

«Передай колокольчик»:

Ход игры:

Дети стоят полукругом (если в помещении, то можно сесть на стульчики). В центре стоит взрослый с колокольчиком в руках.Он звонит в колокольчик и говорит: «Тот, кого я позову, будет звонить в колокольчик. Таня, иди, возьми колокольчик». Девочка становится на место взрослого, звонит в колокольчик и приглашает другого ребенка, называя его по имени (или показывая рукой). Если ребёнок не может выбрать, взрослый помогает.

«Повтори за мной»:

Ход игры:

Поиграйте в игру сначала со своим ребёнком, затем играйте все вместе. Играющие, становятся в круг, на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать соседей. Взрослый сначала один, а через несколько занятий вместе с детьми произносит текст медленно, с расстановкой, давая им возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении и показывает,как это делать:

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем.

(Дети берутся за руки, образуя круг.)

«Хлопаем в ладоши!»

Ход игры:

Педагог хлопает в ладоши со словами:

—Хлопну я в ладоши, буду я хороший, Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!

Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:

—Давай похлопаем в ладоши вместе.

Если малыш не повторяет действия педагога, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать.

«Хлопушки»

Ход игры:

Педагог показывает свои ладони и предлагает

ребенку похлопать по ним.

«Детка хлопать так умеет, своих ручек не жалеет.

Вот так, вот так-так, своих ручек не жалеет!»

«Ладушки»

Ход игры:

Педагог предлагает ребенку послушать потешку и похлопать в ладоши.

«Ладушки-ладушки, где были?

— У бабушки!

— Что ели?

—Кашку!

— Что пили?

—Бражку!

Кашку поели,бражку попили!

Ш-у-у-у, полетели, на головку сели!»

(На последних строчках помашите кистями рук, как крыльями, затем мягко опустите ладони на голову малыша).

«Лови мячик!»

Оборудование:

небольшой резиновый мячик или пластмассовый шарик.

Ход игры:Лучше организовать игру на полу: педагог и ребенок сидят напротив друг друга,

широко расставив ноги, чтобы мячик не укатился мимо.

- Давай поиграем в мячик. Лови мячик!

Педагог катит мячик по направлению к малышу. Затем побуждает его катить мячик в обратном направлении, ловит мяч, эмоционально комментирует ход игры.

—Кати мячик! On! Поймала мячик!

Прекратить игру следует при первом признаке усталости или потере интереса со стороны ребенка.

«Платочек»

Оборудование: большой яркий шелковый платок

(желательно, чтобы платок не электризовался).

Ход игры:Перед началом игры приготовьте платок: желательно, чтобы он был приятным на ощупь, красивой расцветки. Допустимо сначала пользоваться полупрозрачным платком (в этом

случае ребенок может наблюдать из-под него за тем, что происходит вокруг и не испугается внезапной темноты и потери видимости). В дальнейшем можно использовать непрозрачные платки.Наденьте платок себе на голову со словами:

— Сейчас я спрячусь. Ну-ка, найди меня!

Ребенок с удовольствием стянет платок у вас с головы.

После этого предложите спрятаться малышу — накиньте платок ему на голову.

—Где же наш Ваня? Ваня, ты где?Ау!

После этих слов стяните платок с головы ребенка.

Игра «Построим забор»:

Ход игры:

Приготовим счетные палочки разных цветов.Взрослый просит ребенка: Выбери синие палочки и построй заборчик синего цвета (втыкаем палочки в мокрый песок). Обязательно покажите, как это сделать. Потом — красные палочки и построим заборчик красного цвета. Если ребёнок не может сделать по цветам, предложите сделать просто ровный забор разных цветов. Включайте в игру большее количество детей, предлагая построить 1 большой забор

Игра «Кто там спрятался?»:

Ход игры:

Покажите ребёнку 1-2 яркие игрушки. Затем вместе с ребёнком одну закапайте.Спросите: Что там спряталось? Ребёнок (говорящий) отгадывает и раскапывает её. Если ребёнок ещё не говорит, закопав игрушку,спросите: где зайчик? После того, как он игрушку раскопает,скажите: вот он зайчик! После освоения игры ребёнком, привлекайте других детей.

29 ноября 2021 в 22:40

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.