Персональный сайт воспитателя Семеновой Марины Вячеславовны
|
Проект по адаптации детей группы раннего возраста к ДОУ «Первые шаги в наш детский сад»Вид проекта: информационно- творческий Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь, октябрь,ноябрь. декабрь) Участники проекта: вновь поступающие воспитанники и их родители, воспитатели, педагог - психолог Актуальность проекта: Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Период адаптации является очень важным периодом для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада. С приходом в группу раннего возраста у ребёнка начинается новый этап в его жизни. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему. В этой связи реализация проекта, связанного с созданием условий для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ является весьма актуальной. Цель проекта: создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в детском саду. Задачи: • Создавать условия для организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения • Оказывать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и освоении разных социальных ролей. • Формировать у детей культурно-гигиенические навыки. • Закладывать основы доброжелательного отношения детей друг другу. • Организовать воспитательно-образовательный процесс в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста. • Повышать уровень компетентности родителей в вопросах адаптации ребенка к условиям детского сада и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность. Принципы работы по адаптации детей к ДОУ: • предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ; • постепенное заполнение группы; • гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей; • информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе наблюдений; • наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье); • протекание адаптации. Формы работы с родителями: • Консультирование — повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации. • Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду • Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр. • Беседы. Ожидаемые результаты : • Успешное прохождение детьми адаптационного периода с высокой вероятностью легкой и средней степени адаптации. • Повышение компетентности родителей в воспитании и обучении детей. • Возрастание активности родителей и включенности их в образовательный процесс. • Тесный эмоциональный контакт между воспитателями и детьми. Конечный результат : • анализ проведенной работы; • диагностика адаптации детей к условиям ДОУ; • презентация проекта для педагогов и родителей; • публикация проекта на интернет-сайте Предпроектный этап: • Создание банка данных о будущих воспитанниках • Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями; • Организационное родительское собрание; • Изучение литературы по данной теме • Создание развивающей среды Формы работы с родителями: • 1. Консультирование — повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации. • 2. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду • 3. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр. • 4. Беседы. Этапы работы над проектом: I этап –Подготовительный: 1. Создание методического обеспечения; 2. Создание естественной стимулирующей среды в соответствии с ФГОС в группе; 3. Помещение информации в родительский уголок; 4.Анкетирование родителей на тему: «Сведения о ребенке»; 5. Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада». II этап - Основной (реализация проекта): 1. знакомство с семьей; 2. ознакомление родителей с системой работы ДОУ; 3.информационная деятельность: 4. беседы с родителями. 5. рекомендации "Пальчиковая гимнастика" 6.Родительское собрание : «Мы уже не плачем» 7. совместные праздники. 8. работа с детьми. 9. Предоставление родителям стенда с практическими рекомендациями; информационных листов с кратким материалом "Адаптация. Что это?" 10. Памятка для родителей «В первые дни пребывания в детском саду». III. Заключительный этап (итог проекта): 1. Анализ проведенной работы; 2. Определение уровня адаптации детей. 3. Анкетирование родителей по итогам адаптации (реализации проекта); 4. Консультация «В царстве упрямства и капризов»; «Кризис трех лет.»; 5. Новогодний праздник «К деду Морозу в гости». 6. Презентация проекта для педагогов и родителей; 7. Публикация проекта на интернет-сайте. Игровая деятельность: Пальчиковые игры: («Семья»,«Этот пальчик», «Кулачок»,"Мы капусту рубим", "Замок", "Мы делили апельсин", «Сорока-ворона».) Хороводные игры : (Зашагали ножки по ровненькой дорожке», «Пузырь», «Каравай», «Карусели».) Музыкальные игры: («Тихо-громко»,«Отгадай, что звенит») Сюжетно-ролевые: («Оденем куклу Машу», «Укладываем куклу Катю спать», «Кукла Маша обедает», «Отведем дочку в садик».) Настольно-печатные: («Собери картинку», «Из какой сказки», «Чей домик», «Кто спрятался».) Конструктивная деятельность: Разнообразные конструкторы Задания :(«Построим башню», «Построим дом Мишке», «Спрячем мышонка в домик», «Уложим в кровать зайчика», «Посадим воробушка на башню».) Художественная литература: Чтение цикла стихотворений А. Барто «Мои игрушки» Русские народные сказки: «Курочка-Ряба» ,«Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят». Цикл потешек. Новогодние развлечение (для детей и родителей) Анализируя проделанную работу можно сделать выводы: Тема проекта была выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую, музыкально-игровую); отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей, дети проявляли интерес и желание играть, возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей. В ходе реализации данного проекта адаптация детей к детскому саду прошла без осложнений; эмоциональное напряжение детей понизилось, игра помогла детям успокоиться, развить коммуникативные способности. Дети стали общаться друг с другом. Анализ работы показывает, что процесс привыкания детей проходит успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Группа Степени адаптации Лёгкая Средняя Сложная Группа раннего возраста 18 (72%). 5 (20%); 2(8%); Приложение 1 Игры Цель: Способствовать успешной адаптации ребенка к детскому саду. Задачи: Обогащать и совершенствовать физический опыт детей; побуждать к активным самостоятельным действиям, подражанию; вызывать чувство радости от совместных действий со взрослыми и сверстниками; расширение социальных контактов детей, формирование доверия к окружающим; развитие умения конструктивно взаимодействовать, развитие познавательной и эмоциональной сфер ребёнка. «Привет! Пока!» Ход игры:Педагог машет рукой, здороваясь. —Привет! Привет! Затем предлагает ребенку ответить на приветствие. —Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет! При прощании игра повторяется — педагог машет рукой. —Пока! Пока! Затем предлагает малышу попрощаться. —Помаши ручкой на прощание. Пока! Этот ритуал встречи-прощания следует повторять регулярно в начале и в конце дня. Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы, научится приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно. Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения между людьми. «Топ-топ»: Ход игры:Сначала проиграть считалку со своим ребёнком. Затем организовать для игры несколько детей. Дети стоят в кругу.Начинаем вместе топать и хлопать под считалку: Топ-топ, кто идет? Топ-топ, мы идем. Хлоп-хлоп, кто несет? Хлоп-хлоп, мы несем. «Закати мяч в ворота»: Ход игры:Взрослый делает «ворота» из любых подручных средств (расставленные на определенном расстоянии кубики из строительного материала, коробки из-под игрушек) и просит детей по очереди закатывать мяч в промежуток между ними. Сначала руками, нагнувшись или присев на корточки, а затем ногой. Расстояние между ребенком и воротами можно варьировать в сторону усложнения, т. е. помещая детей все дальше от ворот; можно предоставить ребенку возможность самому выбирать расстояние. Закатывать мяч в импровизированные (разной высоты и ширины ворота) можно не только рукой или ногой, но и каким-нибудь предметом (клюшкой, деревянным молоточком). Размеры мяча и молоточка (клюшки) можно варьировать. Лучше подобрать такой мяч, который легко и быстро катится по земле (полу). После того, как игра освоена вашим ребёнком, включайте в игру других заинтересованных детей. Возможно использование нескольких мячей. «Потанцуй со мной»: Ход игры:Сверху подвешиваем заводную погремушку («карусельку»). Заводя, предлагаем ребёнку потанцевать (покрутить кистью рук, приседать, покружиться – что сможет сделать ребёнок)- показываем, как это сделать. Под музыку «танцуем» вместе с ним. Когда игра освоена, вовлекаем других детей. «Дорожка для мяча»: Ход игры:На песке взрослый палочкой рисует дорожку. Предлагает прокатить по ней мячик. Показывает, как это сделать. После того как ребёнок прокатил мяч, хвалит (как ловко, какой ты молодец, прямо по дорожке) и ловит его, посылая обратно и предлагая словить (а теперь я к тебе мячик отправлю по дорожке). После изучения игры со своим ребёнком, предлагает нескольким детям катать и ловить один или несколько мячей. «Езда по дорожкам»: Ход игры:Начертить палочкой на земле «дорогу» и попросить ребёнка проехать по дороге машинкой, детской коляской. После освоения ребёнком игры вовлекайте других заинтересованных детей (кто ещё хочет поехать по дорожке, пусть едут друг за другом. «Передай колокольчик»: Ход игры:Дети стоят полукругом (если в помещении, то можно сесть на стульчики). В центре стоит взрослый с колокольчиком в руках.Он звонит в колокольчик и говорит: «Тот, кого я позову, будет звонить в колокольчик. Таня, иди, возьми колокольчик». Девочка становится на место взрослого, звонит в колокольчик и приглашает другого ребенка, называя его по имени (или показывая рукой). Если ребёнок не может выбрать, взрослый помогает. «Повтори за мной»: Ход игры:Поиграйте в игру сначала со своим ребёнком, затем играйте все вместе. Играющие, становятся в круг, на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать соседей. Взрослый сначала один, а через несколько занятий вместе с детьми произносит текст медленно, с расстановкой, давая им возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении и показывает,как это делать: Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем, Мы руки подаем. (Дети берутся за руки, образуя круг.) «Хлопаем в ладоши!» Ход игры:Педагог хлопает в ладоши со словами: —Хлопну я в ладоши, буду я хороший, Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие! Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним: —Давай похлопаем в ладоши вместе. Если малыш не повторяет действия педагога, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать. «Хлопушки» Ход игры:Педагог показывает свои ладони и предлагает ребенку похлопать по ним. «Детка хлопать так умеет, своих ручек не жалеет. Вот так, вот так-так, своих ручек не жалеет!» «Ладушки» Ход игры:Педагог предлагает ребенку послушать потешку и похлопать в ладоши. «Ладушки-ладушки, где были? — У бабушки! — Что ели? —Кашку! — Что пили? —Бражку! Кашку поели,бражку попили! Ш-у-у-у, полетели, на головку сели!» (На последних строчках помашите кистями рук, как крыльями, затем мягко опустите ладони на голову малыша). «Лови мячик!» Оборудование: небольшой резиновый мячик или пластмассовый шарик. Ход игры:Лучше организовать игру на полу: педагог и ребенок сидят напротив друг друга, широко расставив ноги, чтобы мячик не укатился мимо. - Давай поиграем в мячик. Лови мячик! Педагог катит мячик по направлению к малышу. Затем побуждает его катить мячик в обратном направлении, ловит мяч, эмоционально комментирует ход игры. —Кати мячик! On! Поймала мячик! Прекратить игру следует при первом признаке усталости или потере интереса со стороны ребенка. «Платочек» Оборудование: большой яркий шелковый платок (желательно, чтобы платок не электризовался). Ход игры:Перед началом игры приготовьте платок: желательно, чтобы он был приятным на ощупь, красивой расцветки. Допустимо сначала пользоваться полупрозрачным платком (в этом случае ребенок может наблюдать из-под него за тем, что происходит вокруг и не испугается внезапной темноты и потери видимости). В дальнейшем можно использовать непрозрачные платки.Наденьте платок себе на голову со словами: — Сейчас я спрячусь. Ну-ка, найди меня! Ребенок с удовольствием стянет платок у вас с головы. После этого предложите спрятаться малышу — накиньте платок ему на голову. —Где же наш Ваня? Ваня, ты где?Ау! После этих слов стяните платок с головы ребенка. Игра «Построим забор»: Ход игры:Приготовим счетные палочки разных цветов.Взрослый просит ребенка: Выбери синие палочки и построй заборчик синего цвета (втыкаем палочки в мокрый песок). Обязательно покажите, как это сделать. Потом — красные палочки и построим заборчик красного цвета. Если ребёнок не может сделать по цветам, предложите сделать просто ровный забор разных цветов. Включайте в игру большее количество детей, предлагая построить 1 большой забор Игра «Кто там спрятался?»: Ход игры:Покажите ребёнку 1-2 яркие игрушки. Затем вместе с ребёнком одну закапайте.Спросите: Что там спряталось? Ребёнок (говорящий) отгадывает и раскапывает её. Если ребёнок ещё не говорит, закопав игрушку,спросите: где зайчик? После того, как он игрушку раскопает,скажите: вот он зайчик! После освоения игры ребёнком, привлекайте других детей. 29 ноября 2021 в 22:40
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.